Новости компании
Учет ГСМ: нормы или «безлимитный тариф»?
10.05.2019Полезная информация
Если у фирмы есть автотранспорт, то так или иначе она столкнется с проблемой учета расходов на приобретение ГСМ. Дело в том, что Налоговым кодексом не установлены лимиты на списание таких затрат, однако они прописаны в других нормативных документах, и чиновники требуют их применения. Интересно, что в такой ситуации организация не только не попадает в безвыходное положение, а скорее наоборот – перед ней открываются дополнительные возможности.
Руководство по списанию ГСМ
К так называемым горюче-смазочным материалам прежде всего относится топливо (например, бензин, дизельное топливо), смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла), а также специальные жидкости (тормозные, охлаждающие). Как известно, издержки организаций на приобретение таких материалов можно относить к затратам, снижающим базу по налогу на прибыль, а именно к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 и подп. 2 п. 1 ст. 253 НК).
Примечательно, что в главном налоговом законе ничего не сказано относительно норм списания расходов на содержание служебных автомобилей, к коим, в частности, относятся и затраты на ГСМ. Вместе с тем такие лимиты все-таки обозначены в руководящем документе Р3112194-0366-03 «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденном Министерством транспорта от 29 апреля 2003 года, на что и обратили внимание налогоплательщиков в своем письме от 4 сентября 2007 года № 03-03-06/1/640 специалисты главного финансового ведомства.
В данном творении Минфин рассмотрел вопросы нормирования расходов на ГСМ и в первую очередь установил ограничительные меры. Так, чиновники указали, что затраты на покупку бензина для служебных автомобилей можно списать лишь в пределах, установленных Министерством транспорта. Для этого финансисты «отсылают» как раз к указанному ранее руководящему документу Р3112194-0366-03. Ведь в абзаце 2 Общих положений данного акта зафиксирована возможность применения указанных норм для осуществления расчетов по налогообложению предприятий.
Помимо всего прочего, чиновники разъяснили и то, как правильно поступать фирмам, использующим автотранспорт, для которого не утверждены нормы расхода ГСМ. Здесь финансисты предлагают организациям руководствоваться соответствующей технической документацией и информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.
«На закуску» чиновники приберегли вопрос документального подтверждения «горюче-смазочных» затрат. Ведь совершенно логично, что требования пункта 1 статьи 252 Кодекса актуальны для признания «машинных» расходов так же, как и для любых других снижающих «прибыльный» налог. Итак, финансисты указали, что в качестве документов, подтверждающих право включать затраты на ГСМ в расходы, могут послужить кассовые чеки на покупку топлива и путевые листы.
Нормы в самоволке
Однако специалисты главного финансового ведомства своими комментариями так и не смогли обойти все «подводные камни» учета ГСМ. Дело в том, что Минтранс не вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения (п. 1 ст. 4 НК). Выходит, оснований для применения в целях налогообложения норм, установленных транспортным ведомством, нет. Как отметили эксперты журнала «Практическая бухгалтерия», такие обстоятельства могут означать, что фирмы вправе учитывать свои расходы на приобретение топлива в полном объеме. Однако в этом случае компаниям следует быть готовыми к судебным разбирательствам с инспекторами.
Мало того, не следует забывать и о том, что действие руководящего документа Р3112194-0366-03 ограничивается 31 декабря 2007 года. Выходит, что даже решившая следовать рекомендациям Минфина компания сможет использовать данный акт лишь до начала следующего года.
Вместе с тем требование обоснованности затрат толкает организацию к разработке и утверждению собственных норм расхода топлива, смазочных материалов и специальных жидкостей для транспорта, который используется в производственной деятельности, с учетом его технологических особенностей. Разумеется, что вменить в обязанность такую инициативу организациям никто не может, равно как и запретить.
Разрабатывая собственные лимиты, организация может исходить из технических характеристик конкретного автомобиля, времени года, актов контрольных замеров расхода топлива и смазочных материалов на километры пробега, составленных представителями организаций или специалистами автосервиса по ее поручению. Кроме того, можно учесть также и сезонные колебания потребления топлива, и другие корректирующие коэффициенты. Ведь именно определенные организацией таким образом лимиты и будут использоваться в дальнейшем в качестве экономического обоснования для целей списания ГСМ при исчислении налога на прибыль.
Чтобы ничего не пропустить, Вы можете подписаться на рассылку новостей, для этого просто кликнете по кнопке ниже!
RSS лента новостей