Каталог
Меню

Новости компании

← Вернуться назад

Нормативная основа деятельности автозаправочных станций.

10.08.2019

В действующем законодательстве Российской Федерации понятие "автозаправочная станция" (АЗС) однозначно не определено. Однако анализ действующих документов, связанных с бухгалтерским учетом, налогообложением, техническими требованиями и сертификацией, позволяет сделать вывод о том, что автозаправочная станция - это комплекс сооружений, предназначенных для приемки, хранения и отпуска через топливораздаточные колонки продуктов переработки нефти. Рассмотрим, какие нормативные документы регулируют в 2003 году деятельность АЗС.

Лицензирование

До 14 декабря 2002 года в соответствии со статьей 17 Федерального закона РФ от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежали следующие виды деятельности автозаправочных станций:

реализация нефти, газа и продуктов их переработки;

хранение нефти, газа и продуктов их переработки.

С 14 декабря 2002 года лицензирование реализации нефти, газа и продуктов их переработки отменено (Федеральный закон РФ от 9 декабря 2002 года № 164-ФЗ). Следовательно, в 2003 году лицензированию подлежат операции по хранению продуктов переработки нефти на АЗС.

Вопрос о том, является ли хранение топлива на АЗС отдельным видом деятельности автозаправочной станции, на наш взгляд, является достаточно спорным, а сам термин "хранение продуктов переработки нефти" - неопределенным. Однако очевидно, что законодательство, действовавшее как в советский период, так и в Российской Федерации, неотъемлемо связывает процедуру хранения нефтепродуктов с АЗС. Так, например, Нормы естественной убыли нефтепродуктов при приеме, хранении, отпуске на автозаправочных станциях и пунктах заправки, утвержденные Постановлением Госснаба СССР от 26 марта 1986 г. N 40 и применяемые до настоящего времени, предусматривают, что в нормы естественной убыли нефтепродуктов для автозаправочных станций и пунктов заправки включена естественная убыль при транспортировании, приеме нефтепродуктов из транспортных средств, при хранении в резервуарахи отпуске через раздаточные колонки (эти нормы, кстати, в полтора раза выше, чем нормы, применяемые в деятельности специализированных организаций хранения нефтепродуктов - нефтебаз). Таким образом, конечно, АЗС не является специализированной организацией по хранению нефтепродуктов. Однако деятельность по хранению является деятельностью, неразрывно связанной с конечной целью деятельности АЗС - отпуском нефтепродуктов в розницу.

Лицензии на хранение выдаются на основании Положения о лицензировании деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. N 637.

В соответствии с Положением деятельность по хранению нефти и продуктов ее переработки, которая осуществляется на основании лицензии, включает в себя налив, хранение, слив нефти и продуктов ее переработки, внутрискладские операции (приемка, закачка и отбор). Лицензия может быть выдана как юридическому лицу, так и индивидуальному предпринимателю.

Лицензирование деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки являются:

а) соблюдение требований нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных технических документов, устанавливающих правила хранения нефти, газа и продуктов их переработки;

б) подтвержденное документами наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений и сооружений, соответствующих техническим нормам и требованиям эксплуатации технологического оборудования и инвентаря;

в) наличие у лицензиата работников, имеющих высшее или среднее профессиональное техническое образование либо иное высшее или среднее профессиональное образование, при условии прохождения ими переподготовки с целью осуществления лицензируемой деятельности, а также специалистов, прошедших специальную подготовку в установленном порядке;

г) наличие в штате лицензиата лица, имеющего соответствующую квалификацию и ответственного за обеспечение безопасности хранения нефти, газа и продуктов их переработки;

д) наличие актов о приемке в эксплуатацию объектов по хранению нефти, газа и продуктов их переработки;

е) наличие и содержание в работоспособном состоянии средств противопожарной защиты (пожарной сигнализации и пожаротушения), противопожарного водоснабжения и расчетного запаса специальных огнетушащих средств, необходимых для ликвидации пожара.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:

наименования, организационно - правовой формы, места нахождения - для юридического лица;

фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;

лицензируемой деятельности;

б) копии учредительных документов и копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя;

в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

г) копии документов, подтверждающих соответствующую установленным требованиям квалификацию должностного лица, ответственного за безопасность хранения нефти, газа и продуктов их переработки;

д) копии документов, подтверждающих квалификацию работников соискателя лицензии;

е) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней с даты получения заявления со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом.

Лицензия на осуществление деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.

Сертификация

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1013 "Об утверждении Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и Перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации" (в 2003 году применяется в редакции от 29 апреля 2002 года) топливо и горюче-смазочные материалы, в том числе автомобильный бензин (код по ОКП 005-93 02 5112) и дизельное топливо (код по ОКП 005-93 02 5130), подлежат обязательной сертификации. Таким образом, на автозаправочной станции в комплекте документов должна находиться заверенная копия сертификата на продаваемое топливо.

Охрана труда

С 1 сентября 2002 года на АЗС обязателен к применению утвержденный Министерством труда и социального развития РФ документ, регламентирующий механизмы охраны труда работников АЗС - Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций (Постановление Минтруда РФ от 6 мая 2002 г. N 33).

Правила распространяются на работников и работодателей нефтебаз, складов ГСМ, стационарных, передвижных, контейнерных и малогабаритных автозаправочных станций независимо от организационно - правовых форм и форм собственности.

Основные физические опасные и вредные производственные факторы, воздействующие на работника АЗС:

движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования;

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, нефтепродуктов;

повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

повышенный уровень шума на рабочем месте;

повышенный уровень вибрации;

повышенная или пониженная влажность воздуха;

повышенная или пониженная подвижность воздуха;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

электромагнитные поля; излучения в области низких и сверхнизких частот;

повышенный уровень статического электричества;

недостаточная освещенность рабочей зоны;

расположение рабочего места на значительной высоте (глубине) относительно поверхности земли.

Основным опасным и вредным химическим фактором является токсичность многих нефтепродуктов и их паров, особенно этилированных бензинов.

В документе подробно описаны требования к отдельным элементам, связанным с обеспечением безопасности труда на АЗС.

Напомним, что в соответствии со статьей 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушенияхнарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Компетенцией по назначению этого наказания облагает Государственная инспекция труда. Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. Данное наказание может быть назначено только судом.

Охрана окружающей среды

Так как АЗС фактически осуществляет хранение нефтепродуктов, она является объектом, на котором возможен их разлив. В соответствии с Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. N 240, организации, имеющие объекты, на которых возможен разлив нефтепродуктов, обязаны иметь утвержденный план по ликвидации такого разлива. Кроме того, такие организации, в частности, обязаны:

создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке;

иметь резервы финансовых средств и материально - технических ресурсов для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

обучать работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов;

создавать и поддерживать в готовности системы обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов, а также системы связи и оповещения.

В Свердловской области, в частности, Постановлением правительства области от 30 мая 2001 года № 363-ПП определено, что организации, осуществляющие хранение нефтепродуктов, должны предусматривать создание на объектах, осуществляющих такое хранение, неснижаемого аварийного запаса сорбентов, отвечающих следующим требованиям:

1) их плавучесть должна сохраняться в течение не менее одного месяца, при этом 95 процентов массовой доли конгломерата, образовавшегося после сбора нефти и нефтепродуктов, должно находиться на поверхности водной акватории не менее 30 суток;

2) емкость реагентов должна быть не менее 6 - 8 граммов нефти и нефтепродуктов на 1 грамм сорбента по всем видам неполярных углеводородных контаминатов (исходя из такого соотношения можно рассчитать, сколько сорбента нужно в зависимости от объема хранения топлива на конкретной АЗС - ред.);

3) полученный в результате сбора нефти и нефтепродуктов конгломерат должен иметь технологию утилизации;

4) степень десорбции нефти и нефтепродуктов после высыхания не должна превышать одного процента по массе от общего количества собранного продукта;

5) реагент должен собираться с помощью имеющихся в распоряжении объектов штатных средств;

6) собранный конгломерат должен отвечать требованиям безопасности при хранении и перевозке.

Контроль за разработкой таких планов в Свердловской области осуществляет Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Вопросы уплаты налогов

В соответствии со статьей 179.1 Налогового кодекса РФ организации, осуществляющие розничную реализацию нефтепродуктов, получают свидетельство на розничную реализацию, в котором, в частности, указывается местонахождение и количество стационарных топливораздаточных колонок, реквизиты документов, подтверждающих право собственности (право хозяйственного ведения и (или) оперативного управления) на стационарные топливораздаточные колонки. В том случае, если на АЗС осуществляются, кроме операций отпуска из ТРК, операции по оптовой реализации нефтепродуктов, на данный объект получается свидетельство на оптово-розничную реализацию.

Казалось бы, в главе 22 "Акцизы" прямо не написано - организация или ИП обязаны получить свидетельство по статье 179.1 - и тем самым оставлена возможность для АЗС действовать без свидетельства и, соответственно, без уплаты акциза и всех связанных с этим сложностей (хотя и без вычета входного акциза, и следовательно, с повышением цены). Однако внимательное чтение закона говорит о том, что все не так просто. Автомобильный бензин и дизельное топливо в соответствии со статьей 181 НК РФ однозначно являются подакцизным товаром - нефтепродуктами. В соответствии с пп.5 п.1 статьи 183 НК РФ не подлежит налогообложению акцизами реализация нефтепродуктов налогоплательщиками акцизов, то есть налогоплательщиками, имеющими свидетельство по статье 179.1. Таким образом, если организация или ИП не имеют свидетельства на реализацию нефтепродуктов, однако осуществляют такую реализацию, они обязаны при этом уплатить акцизы! А если не уплатят, возможно привлечение их к ответственности по статье 122 НК РФ.

Кстати, напомним, что в соответствии с пунктом 18 Порядка выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, утвержденного Приказом МНС России от 6 февраля 2003 года N БГ-3-03/52, копии свидетельства должны храниться налогоплательщиком по месту фактической деятельности организации или индивидуального предпринимателя (то есть в бухгалтерии хранится оригинал, а копия вместе с другими документами, связанными с деятельностью АЗС, должна находиться непосредственно на АЗС у материально ответственного лица).

Чтобы ничего не пропустить, Вы можете подписаться на рассылку новостей, для этого просто кликнете по кнопке ниже!

RSS лента новостей
Корзина товаров
Забыли пароль?